Поколение ПТУ
В российских школах новая госполитика: детям дают все меньше шансов поступить в старшие классы и все чаще склоняют к поступлению в колледжи и техникумы

Все больше школьников в России после девятого класса поступают в средние специальные учебные заведения — колледжи и техникумы, так называемые ссузы. Одна из причин — принятые во время войны образовательные стандарты усложняют поступление в старшую школу. Власти тем временем директивно расширяют рамки приема в ссузы и запускают кампании по популяризации профессионального образования.
«Истории и факты» поговорили с учителями и родителями школьников, чтобы понять, как на новом поколении отражаются изменения в политике школьного образования.
«Идите получайте профессию уже»
Третий год подряд больше половины девятиклассников поступают не в старшую школу, а в ссузы. Если в 2022 году в колледжи шла только половина школьников, то в 2025 году этот путь выбрали почти две трети (62%), рассказывал вице-премьер Дмитрий Чернышенко. Вероятно, в эту долю входит и некоторое число выпускников девятых классов прошлых лет, указывает в беседе с «Историями и фактами» исследовательница образования, попросившая об анонимности.
Отчасти такая динамика вызвана тем, что с 2023 года в России действуют обновленные федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Они позволяют школам формировать только специализированные 10-е и 11-е классы (например, химико-биологические и филологические) и отказывать ученикам в поступлении туда. Новые ФГОС не запрещают создавать так называемые универсальные классы старшей школы (без узкой специализации), но в реальности найти их почти невозможно
Школы не могут отказать девятикласснику в поступлении, если он выпустился, сдал четыре экзамена и подал документы в свою школу. Тем не менее, учебные учреждения одновременно обязаны соблюдать условия ФГОС, чтобы получить государственную аккредитацию.
В итоге администрации школ все чаще подталкивают родителей и учеников к поступлению в колледжи.

«Пропаганда такая шла. Пугают в большей степени сдачей ЕГЭ. Говорят о том, что на бесплатное [место в вузе] поступить практически невозможно, “поэтому идите получайте профессию уже”», — так, по словам Екатерины из Калининграда (все имена героев изменены — прим. ред.), руководство школы настаивало, чтобы ее дочь пошла учиться в колледж.
«Для детей это огромный стресс, я наблюдала в этом году, все очень переживали и волновались, что не поступят в 10-й класс и “пойдут учиться в ПТУ”. В школе даже проводили собрания с родителями, на которых рассказывали о поступлении в колледж и его преимуществах», — говорит Анастасия, учительница английского языка в одной из московских школ.
Так школы хотят отобрать только сильных учеников, которые принесут хорошие результаты ЕГЭ, считает Ирина Абанкина, главный научный сотрудник Центра финансово-экономических решений в образовании НИУ ВШЭ.
Как госполитика продвигает колледжи
Изменение стандартов — часть последовательной политики властей по постепенному замещению полноценного школьного образования техникумами и колледжами для большей части подростков.
В апреле 2025 года Владимир Путин подписал закон, который в качестве эксперимента упростил поступление в ссузы в Москве, Санкт-Петербурге и Липецкой области: теперь для этого достаточно сдать только два обязательных госэкзамена (ОГЭ), по русскому языку и математике. Для поступления в 10-е классы по-прежнему нужно четыре экзамена.
Власти Москвы вдобавок гарантировали бюджетное место в колледжах для тех, кто сдал оба ОГЭ на проходной балл. Треть девятиклассников, сдававших экзамены, выбрали только два ОГЭ вместо четырех, в Москве отметили рекордный прирост поступающих из 9-го класса в колледжи (37%), рассказала вице-мэр Анастасия Ракова. Чтобы обеспечить обещанные бюджетные места, правительство Москвы договорилось с колледжами при федеральных вузах.
В Липецкой области пошли получать среднее профессиональное образование рекордные 63,2% девятиклассников.
Министр просвещения Сергей Кравцов признал инициативу успешной и продлил ее до 2029 года. 6 ноября к эксперименту присоединились еще пять регионов: Татарстан, Московская, Тверская, Ростовская и Тюменская области.
Одновременно с изменением образовательных стандартов, которые усложнили переход в 10-е классы, правительство ввело новые уроки профориентации. С 1 сентября 2023 года ученикам 6–11 классов рассказывают об «актуальной и перспективной ситуации на рынке труда» в рамках программы «Россия — мои горизонты».
«Это просто добавленный в обязательном порядке внеурочный час, как и “Разговоры о важном”. В рамках блока много рассказывают о предприятиях, куда можно попасть на работу через колледж, а не через высшее образование», — говорит Мария, учительница русского и литературы в одном из лицеев в крупном городе на западе России.
«Не могу сказать, что идет какое-то давление: “если вы дурачки, то вам дорога только туда”. Долгое время культивировалась идея, что без высшего образования человек ничего не может добиться в этой жизни. Здесь просто дают другой взгляд на среднее образование», — считает она.
По рассказам учительницы московской школы Анны, до 10-го класса школьников водят на заводы и в колледжи. Об университетах ученикам рассказывают только с 10-го класса. «До этого возраста детям про высшее образование практически не говорят», — рассказывает педагог.
Государство прилагает усилия по популяризации техникумов и колледжей по всей стране. В России с 2022 года действует федеральная программа «Профессионалитет», которая должна адаптировать ПТУ к реальным нуждам экономики. Но эта федпрограмм а в реальности охватывает менее 15% всех российских колледжей и вряд ли приведет к системным изменениям в сфере среднего профессионального образования, считает исследовательница Ирина Абанкина.
Заслужить право учиться в школе
Исследователи Высшей школы экономики считают, что спрос на среднее профессиональное образование растет, потому что реальные доходы россиян падают, а сулящее хорошую зарплату высшее образование становится менее доступным.
Конкуренция за места в вузе увеличивается в том числе из-за новых законов на фоне войны. Так, участники войны в Украине и их дети занимают 10% всех бюджетных мест, а количество платных мест на большинстве программ бакалавриата и специалитета ограничили власти. В Госдуму также внесли законопроект о расширении квоты для «СВОшников», чтобы вдовы участников войны в Украине могли поступать в вузы на бюджетные места.
К тому же чиновники хотят, чтобы девятиклассники могли поступать в колледжи по отдельным специальностям, даже если они не сдали два обязательных экзамена. Соответствующие поправки в закон «Об образовании» уже приняли в первом чтении.
Некоторые девятиклассники уже и вовсе не надеются поступить в 10-й класс. Их пугают требования школ и конкуренция.
«Это был год, который многие [одноклассники] воспринимали как последний в школе. Я до конца думал, что пойду в колледж», — рассказывает московский школьник Женя.
Для поступления в старшие классы гимназии, где он учился, нужно было сдать четыре ОГЭ на «хорошо» или «отлично» и иметь высокий средний балл в аттестате за 9-й класс. В итоге лишь восемь из 30 учеников его девятого общеобразовательного класса остались в школе.

Некоторые школьники после отказа зачислить их в 10-й класс обращаются к главе «Лиги безопасного интернета» Екатерине Мизулиной как к последней инстанции, не видя других способов отстоять права.
«В нашей школе хотят открыть физмат и универсальный классы. <...> Нам предварительно сказали, что скорее всего [помимо физмата наберут] универсальный. Тогда я сказала, что хочу подать заявку туда, после чего услышала, что это мое худшее решение и что я там не буду учиться, а ЕГЭ сдам на “тройки”», — написала Мизулиной ученица школы №146 Уфы.
При этом школа отказывалась давать письменные разъяснения: «Один мальчик, которому отказали, попросил написать отказ в письменном виде и указать причину, после чего ему сказали “мы не отказываем, а советуем”, но заявление на поступление подписать так и не дали».
Новые образовательные стандарты вступают в конфликт с федеральным законом, и поэтому школы не могут явно прописать, что отказывают ученикам в поступлении из-за результатов экзаменов. Так, в 2024 году прокуратура Москвы признала нарушением прав учащихся, когда педсовет московской школы №57 не перевел школьника в 10-й класс из-за низких баллов ОГЭ. В итоге школа поменяла свое решение и зачислила ученика.
Из-за этих противоречий школы с одной стороны устраивают конкурс на поступления в старшую школу, а с другой — вынуждены принимать учеников в 10-е классы без отбора, стоит родителям напомнить руководству про гарантированные законом права.
На переговоры с администрацией и пересдачу экзаменов для нужного результата может уйти все лето. Так, одна из московских школ взяла в 10-й класс ученика, когда тот сдал два ОГЭ на тройки, был удален с экзамена «за нарушение правил» и записался на пересдачу в сентябре, рассказывает мать юноши «Историям и фактам». Его не могли отчислить до результатов последнего экзамена, поэтому до середины сентября он не числился в школе и не посещал занятия.
«Даже если бы сын не пересдал [ОГЭ в], а были бы все тройки, я бы настаивала на обучении в профильном [классе]. На основании того, что основное общее и среднее общее это обязательные уровни образования, а внутренние акты школ не должны ухудшать положение ученика. Короче, готовилась со всеми выдержками из нужных законов», — говорит женщина.
Юля из Калининграда сдала все экзамены на оценку «хорошо» и хотела учиться в школе по месту прописки. Но ей отказали из-за нехватки мест в школе.
«В нашей школе 300 человек выпускалось детей, а мест было 100. А что делать остальным детям?» — говорит мама Юли, Екатерина.
В колледжах Калининграда не было специальности, которая нравилась Юле. Поэтому родители решили бороться за поступление дочки в 10-й класс. Они жаловались в прокуратуру, департамент образования, а потом написали обращение в приемную администрации президента. Через несколько дней школа изменила свое решение и приняла ее.
«Она с таким большим рвением прямо сейчас принялась за учёбу. Сейчас пытается это всё заслужить, ей дали шанс», — говорит Екатерина.
Называть массовый исход детей в техникумы и колледжи добровольным на фоне административного давления неправильно, считает Елена Юдина, психолог и бывшая заведующая кафедрой управления дошкольным образованием Московской высшей школы социальных и экономических наук (Шанинка).
«Если у вас в любом случае нет возможности принимать самостоятельное решение, то это насильственно, даже если это насилие совпадает с вашим желанием», — говорит она.
«В МГУ поступить легче, чем в колледж»
Александр, учитель физики в московской школе, в целом поддерживает поступление учеников в колледжи. Он считает, что некоторые из них обучают не хуже вузов, однако и конкурс в них соответствующий. Упрощенное поступление и гарантия бюджетного места в московских колледжах не помогут девятикласснику попасть в топовый ссуз, считает Александр.
«Зачастую в МГУ поступить легче, чем в колледж», — говорит он.
На некоторые специальности конкурс действительно очень высокий. В 2024 году на одно бюджетное место на «Профилактическую стоматологию» девятиклассники подали в среднем 19 заявлений, на «Анимацию» — 17, на «Геологию и разведку нефтяных и газовых месторождений» — 13, на «Фармацию» — 8, «Графический дизайн» — 7. В то же время на многих рабочих специальностях конкурса нет. Например, на программы «Мастер сельскохозяйственного производства», «Слесарь по ремонту лесозаготовительного оборудования», «Портной» приняли всех желающих выпускников девятых классов.
В среднем конкурс в колледжи и техникумы ниже, чем в высшие учебные заведения. Но он растет в последние годы.
Екатерина, мама калининградской школьницы, тоже рассказывает о выс окой конкуренции за бюджетные места в колледжах.
«Фактически дети, которые сейчас заканчивают девятый класс, их из школы очень принудительно гонят в колледжи и создают такие условия, что в десятый класс ещё нужно суметь поступить. А в колледж они не проходят по той простой причине, что туда идёт рейтинг аттестатов очень большой, [средние балл аттестата] 5.0 и 4.9. И “дети СВО”, их сейчас очень много, они идут вне очереди».
Квота в 10% бюджетных мест для участников войны в Украине и их детей распространяется и на ссузы. 13 октября правительство одобрило инициативу, по которой военнослужащие могут второй раз поступить в колледжи на бюджетные места. Специальная квота, связанная с СВО, не единственная — существуют особая квота для инвалидов и сирот (от 10%) и целевой набор (его размер варьируется в разных учебных заведениях).
«Колледж — это же все-таки среднее. Одно дело, когда ты вкладываешь в высшее образование в университете. Ну а за колледж платить, конечно, не все готовы», — считает Екатерина.
При этом тех, кто поступает на платные места в колледжах и техникумах, ежегодно становится больше. В 2024 году более 500 тысяч человек были зачислены в ссузы на платные места – это 41% от всех поступивших. За последние 15 лет доля платников удвоилась.
По некоторым направлениям практически все места в ссузах платные. Например, в 2024 году 98% первокурсников, которые после девятого класса поступили на программу «Право и организация социального обеспечения», были зачислены на платные места. На программы «Профилактическая стоматология» — 98%, «Юриспруденция» — 93%, «Фармация» и «Правоохранительная деятельность» — 87%. Большая доля платников на программах, связанных с юриспруденцией, медициной, финансами, логистикой, дизайном, рекламой. Меньше всего платников среди поступивших на рабочие специальности (сельское хозяйство, промышленность или, например, ЖКХ).
Поступление в ссузы упрощают богатые регионы, которые могут обеспечить дополнительные бюджетные места. Большинство государственных ссузов спонсируются из регионального бюджета, поэтому качество образования и оснащение необходимым оборудованием может сильно отличаться, говорит исследовательница НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.
«Во-первых, Москва финансирует по высоким нормативам колледжи, во-вторых, она выделила дополнительно значительную долю бюджетных мест. И Москву здесь можно назвать однозначно лидером и немножко даже уникальным случаем. Вкладываться в кадры [региональных колледжей], в ремонты, в новое оборудование, у регионов сил нет, нормативы не дотягивают, они заметно ниже того, что должно быть», — объясняет она.
Больше рабочих рук не станет
Острый дефицит квалифицированных рабочих — еще одна причина, которая заставляет государство рубить с плеча и закрывать детям путь в старшую школу. К 2030 году в России будет не хватать около 1,5 млн работников со средним профессиональным образованием, сообщал премьер-министр Мишустин. Несколько лет подряд на предприятиях не хватает сварщиков, слесарей механосборочных работ, электромонтеров и токарей, сетовал глава Минпромторга Антон Алиханов.
Однако абитуриенты колледжей предпочитают путь специалиста среднего звена, а не пролетария: они поступают на программистов, дизайнеров и помощников юристов. На эти программы пошли 41% выпускников девятых классов и 20% выпускников одиннадцатых, следует из последних доступных данных Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ за 2023 год. Осваивать рабочие профессии идут только 10% девятиклассников и 2,6% выпускников 11 классов, и это число снижается.
Среднее специальное образование делится на два типа. Первый — это направления подготовки квалифицированных рабочих и служащих. Например, слесарей, сварщиков, поваров или швей. Они ориентированы на практику и длятся 2–3 года, если поступать после девятого класса. Второй тип — программы подготовки специалистов среднего звена. На них учатся 2–5 лет после девятого класса и выпускаются специалистами более широкого профиля. Например, логистами, дизайнерами, программистами, фельдшерами и так далее.
Айти-специальности пользуются наибольшим спросом у абитуриентов колледжей. В 2024 году среди первокурсников вузов около 20% были зачислены на программы, связанные с айти. Среди зачисленных в колледжи — 10%.
Почти для пятой части девятиклассников среднее профессиональное образование — это ступень к высшему. Столько сразу идут после колледжа в вузы. Для поступления они могут сдавать не ЕГЭ, а внутренние экзамены в вузе, которые обычно проще. При этом более чем две трети выпускников колледжей и техникумов, которые хотят получить высшее образование, выбирают заочное или вечернее, чтобы совмещать учебу с работой, следует из данных Минобрнауки за 2024 год.
По мнению Ирины Абанкиной, ориентация на поступление в ссузы может не привести к увеличению квалифицированных работников: выпускники могут попасть под призыв или добровольно уйти на войну, так как там платят больше:
«80% всё-таки не идут в вузы [после колледжа или техникума], а выходят на рынок труда. И тут ситуация разная. Потому что для ребят, которые выходят на рынок труда, у нас армия. И это очень существенное влияние на рынок. Мы не можем вот так вот просто прогнозировать [изменения на рынке труда], потому что у нас есть очень отток серьезный молодых людей».